Как работает Панамский канал

Идея соеденить два океана — Атлантический и Тихий первой пришла испанцам в 16 веке. Чтобы попасть из одного океана в другой, кораблям приходилось огибать Южную Америку, совершая крюк почти в 8 тысяч морских миль. Однако, дальше идеи дело у испанцев не продвинулось. Затем, в 19 веке, попытку построить канал предприняли французы. Но суровые климатические условия, сложный грунт и болезни заставили их отступить.

Но строительство канала было необходимо из-за постоянно увеличивающегося объема судоходства. В 1902 году за проект решили взяться американцы. Для них наличие короткого пути между океанами имело и большое военное значение, давая возможность быстро перебазировать флот из океана в океан.

Строительство велось с 1904 по 1914 год. Официально канал был открыт 12 июня 1920 года.

Он представляет собой путь в 82 километра, состоящий из системы шлюзов, соединяющих несколько водоразделов. Со стороны Атлантического океана расположен шлюз Гатун, состоящий из трех ступеней. По шлюзам суда поднимаются в основной водораздел канала — водохранилище Гатун, расположенное на высоте 26 метров над уровнем моря. Преодолев водохранилище, судно подходит к другой системе шлюзов со стороны Тихого океана. Здесь тоже три ступени — одноступенчатый шлюз Педро Мигель и двухступенчатый Мирафлоренс, разделенные небольшим водоразделом.

Самые большие корабли, которые могут пройти по системе шлюзов это суда класса «панамакс». Расстояние от бортов такого судна до стен шлюза не превышает полуметра. Помочь кораблям аккуратно проедолеть шлюзы помогают небольшие электрические локомотивы, прозванные «мулами». С помощью тросов они аккуратно проводят суда по шлюзам.

Когда судно входит в шлюз и ворота закрываются система насосов наполняют шлюз водой, чтобы уровень воды в нем сравнялся с уровнем воды в следующем шлюзе. Затем ворота открываются и корабль проходит дальше. И наоборот, при спуске к океану воду из шлюза выкачивают, обеспечивая спуск судна. Необходимый объем воды, требующийся для функционирования канала обеспечивают водохранилища.

Все шлюзы на канале парные, что увеличивает проходимость канала и позволяет проводить суда в обоих направлениях, хотя чаще всего канал работает поочередно в одну и другую сторону.

Переход судна через Панамский канал занимает около 9 часов, без учета очереди. За проход судна взымается сбор, размер которого зависит от типа, размера, водоизмещения судна. Для больших судов сумма может достигать десятков тысяч долларов.

Как работает панамский канал (Видео)