В чем разница между затратами и расходами?
В экономике использование финансов выражается в затратах и расходах. Их правильный анализ позволяет предприятию оценивать экономическую эффективность и находить слабые места в финансовой стратегии. Понимание разницы между показателями даёт возможность разобраться и в планировании бюджета компании, и в личном бюджете каждого человека.
Определения
Затраты – использованные организацией факторы производства в денежном выражении. Они появляются только при использовании, а в момент приобретения не учитываются. Другими словами, это средства, которые были потрачены на создание и сбыт продукции — материалы, сырье, труд персонала, оборудование, финансы. Также они могут быть активами предприятия. Происходит это, когда не полностью использованные ресурсы становятся запасами производства.
Расходы – это затраты, которые документально подтверждены, обоснованы и имеют прямое отношение к получению прибыли. Документальное подтверждение – их законно оформленное движение и использование. Под обоснованными имеются в виду экономически оправданные затраты, которые направлены на получение прибыли. Это условие всегда проверяется при оценке экономической эффективности.
Расходы могут возникать в следующих случаях:
- Ресурсы покинули компанию – реализация готовой продукции, выплата штрафа и др.;
- Уменьшение стоимости ресурсов, то есть их обесценивание с течением времени (снижение рыночной стоимости техники, автомобилей);
- Возникновение платёжного обязательства перед другими субъектами. Фактически средства ещё можгут оставаться в компании, но юридически они принадлежат другому лицу.
В бухгалтерском учёте показатель используется в отчёте о прибыли и убытках.
Сравнение
Итак, главное отличие расходов и затрат в том, что первые – это ресурсы, которые покинули компанию. Вторые же используются и превращаются в другие ресурсы. Кроме того, есть между понятиями ещё ряд отличий:
- Понятие затрат шире и включает в себя несколько показателей;
- Расходы всегда обоснованы и документально подтверждены;
- Затраты не списываются с баланса, могут оставаться внутри фирмы и учитываются в себестоимости товара или услуги;
- Расходы не могут являться активами компании и сразу снимаются с учёта, используются при расчёте прибыльности фирмы.