В чем разница между приказом и распоряжением?
Законодательство рассматривает приказ и распоряжение как правовые акты, распорядительные документы, которые издает руководитель предприятия или организации в рамках своей компетенции. Обе директивы обязательны для исполнения.
Различия
Однако, есть некоторые различия, рожденные практикой. Для небольших предприятий они таковы:
- приказ содержит требования по принципиальным вопросам работы компании (организация производства, кадровая политика, финансирование). Документ имеет неограниченный срок действия (до издания следующего) и является основанием для подтверждения полномочий исполнителя. Требования обязательны как для руководителей, так и для рядовых сотрудников;
- распоряжение отражает частные задачи (временные изменения на производстве в связи с особыми обстоятельствами, графики дежурств и другие административно-хозяйственные вопросы) или этапы исполнения генерального плана. Срок действия его заканчивается, как только распоряжение выполнено. Ссылаться на него можно лишь до и во время исполнения. Этот акт — для более узкого, конкретного круга лиц (начальников смен, заместителей директоров и т. п.)
Для крупных организаций к вышеперечисленным добавляется еще одно традиционное «неписанное правило»:
- приказы издает глава компании — генеральный директор предприятия, президент фирмы, председатель (эти акты регулируют работу всех отделений и филиалов);
- распоряжения составляют руководители структурных подразделений, и касаются эти документы только сотрудников данного подразделения.
Вывод
Приказ. Что делать
Таким образом, приказ — документ стратегический, определяющий генеральную линию развития предприятия. При необходимости в него вносят изменения. Им руководствуются, принимая оперативные, разовые решения.
Распоряжение. Как, когда, в какой последовательности
Распоряжение — инструмент тактического характера, оно не должно противоречить соответствующему приказу. Напротив, его смысл — уточнять и конкретизировать способы решения поставленных задач.